вторник, 14 февраля 2012 г.

О чистоте белого


Меня белый цвет притягивает и завораживает... Он освежает композицию и позволяет остальным цветам заиграть в полную силу. Но этот цвет в полимерной глине и самый капризный. Вечные мусоринки и ворсинки, взявшиеся ниоткуда, руки и инструменты, которые в порыве творческого вдохновения забываешь отмыть от предыдущего красного или синего, оставляют разноцветные следы, да и сама глина после запекания может выдавать “сюрпризы”. Я борюсь за чистый цвет каждый раз, как беру в руки белый. И мне бы хотелось поделиться этими способами борьбы с другими :) Рассчитан он в основном на новичков, ведь именно от них чаще всего слышно: “Не могу сделать белый чистым, он все равно пачкается” и т.п. В первой части будут собраны заметки по сохранению и восстановлению чистоты цвета. Все, что здесь написано - это мой личный опыт и то, что я почерпнула в свое время из различных источников. Во второй части - результаты опытов по сравнению различных марок белой полимерной глины на предмет сохранения первоначального цвета при изменении времени и температуры запекания, а так же влияния соседних цветов на чистоту.

Как предотвратить загрязнение сырой глины:
1. Чистая рабочая поверхность. Думаю, объяснять не стоит :) Помимо протирки тряпочкой (желательно той, что без ворсинок), я обычно беру чистый лист бумаги и работаю на нем.
2. Чистые руки. Тоже вроде очевидно :) Лучше мыть не просто с мылом, а мочалкой или мягкой щеткой, чтоб смыть малейшие частицы цветной глины и других загрязнений. Если руки после этого сильно сохнут, можно смазать кремом.
3. Одежда. Очень важный фактор. Старайтесь одевать очень светлую (в идеале белую) одежду, наименее ворсистую. Мне иногда бывает лень переодеваться, и я работаю с белым в, например, красной футболке, за что расплачиваюсь кучей красных ворсинок на белом фоне :)
4. Чистые инструменты. Перед работой с белой глиной обязательно протирайте все инструменты влажной салфеткой или мойте с мылом. Паста-машину мыть нельзя, я протираю ее сверху тоже влажной салфеткой. Валики чищу кусочком белой или очень светлой глины (не свежей, конечно, ее жалко, а уже использованной и засоренной). Просто прокатываю несколько раз на небольшой толщине. Он собирает на себя пыль и остатки предыдущей пластики. Также я разделила рабочую поверхность паста-машины условно пополам, с одной стороны прокатываю светлые цвета, с другой темные и яркие. Тоже довольно эффективно.
5. Поэтапная работа. Если задумка и конструктивные особенности изделия позволяют, то лучше разбить работу на несколько этапов. В идеале - сначала сделать детали из темных или ярких цветов, запечь, а затем уже добавлять белый. Если делать наоборот, то можно испачкать уже запеченные белые детальки “цветными” руками или инструментами. Хотя, конечно, очистить запеченный белый проще, чем сырой. Например, шлифовкой, мытьем в теплой мыльной воде или протиранием ваткой с жидкостью для снятия лака (обязательно сначала протестировать на ненужном кусочке, некоторые жидкости растворяют полимерку).
6. Используйте в одной работе одну марку белого. Если используете смесь разных марок, то подготовьте ее заранее для всей работы. Дело в том, что разные марки после запекания ведут себя немного по-разному, могут менять оттенок (об этом ниже). И иногда это может негативно сказаться на конечной работе.



Как исправить уже запеченную работу:
1. Шлифовка. Иногда достаточно сошлифовать верхний слой, чтоб избавиться от мусоринок.
2. Если простая шлифовка не помогает, то можно острым ножом вырезать кусочек с мусором, смешать тот же самый белый с размягчителем или гелем (не с Mold Maker’ом! При больших концентрациях он придает свой оттенок, что будет хорошо заметно при замазывании дыр) и аккуратно замазать дырочку. Запечь и при необходимости отшлифовать.
3. Можно превратить дырочки в декорацию.

Мини-дрелью с шаровидной насадкой высверливаются мусоринки и при необходимости добавляются дырочки еще, для композиции :) Дырочки можно тонировать краской или, например, заполнить полимерной глиной другого цвета.

Опыты
Еще вот решила провести тесты белой глины на сохранение чистого цвета в условиях изменения температуры и времени запекания. Чтоб в дальнейшем более грамотно использовать ту или иную марку. Запекаю в печке Wellton WTO 1715, температуру измеряю термометром Fimo. Конечно, у всех разные условия и режим запекания, поэтому и результаты могут отличаться. Я это делала для себя, под свою печку и особенности запекания, но решила выложить, может, еще кому-нибудь пригодится.
Для сравнения взяла четыре марки: Fimo Classic, Premo!, Cernit и Sonnet. Тестовые образцы - квадратики 2х2 см, толщиной 2 мм и полоски белой и красной глин (красный Fimo Classic). В сыром виде Fimo, Cernit и Sonnet имеют желтоватый оттенок по сравнению с Premo!, который холодного и более яркого, снежного цвета (на мой взгляд, самый удачный из всех). Также напоминаю, что у Cernit есть два белых: фарфоровый и матовый, которые в сыром виде сложно отличить. Смотрите на название цвета: матовый белый - opaque white, номер 027, фарфоровый (имеет легкую полупрозрачность) - porcelain white, номер 010.



Сразу замечу, что фото результатов на разных мониторах будут выглядеть по-разному. Я постаралась сфотографировать так, чтоб разница оттенков передалась наиболее точно. На двух моих мониторах отображается правдоподобно :)

Первый тест: по времени запекания. Температура была 120 градусов (как средняя между 110 и 130), время запекания от 15 до 60 минут. Результат:

Выводы:
Fimo изменяет цвет наиболее явно. Уже через 30 минут цвет слегка темнеет, через час уходит в розоватый. На втором месте - Sonnet. Темнеет немного меньше, оттенок зеленовато-серый. Cernit темнеет чуть-чуть, вполне допустимо. Premo! лидирует, цвет меняет совсем незначительно, остается самым светлым из всех после часа запекания.
В сочетании с красным наименее четкая граница у Sonnet, через полчаса появляется тонкая оранжевая прослойка. У Cernit похожая ситуация. Fimo и Premo! сохраняют четкость границы. Хочу заметить, что у Sonnet и Cernit это заметно только в сравнении с другими глинами, но в изделии не будет бросаться в глаза.


Второй тест: на изменение температуры. Время запекания по 15 минут, температура от 110 до 150 градусов. Результат:

Выводы:
Fimo и Sonnet изменяют цвет уже при 120 градусах, при 150 сильно темнеют (что не удивительно :). Premо! до 140 градусов держится молодцом, потом сдает позиции. Уходит в грязно-желтый. А вот Cernit достойно выдерживает и 150 градусов! Немного темнеет, но не теряет своего цвета.
Наименее четкая граница с красным, опять же, у Sonnet. При превышении температуры наиболее заметно. Cernit хоть и выдерживает высокую температуру, границу четкой тоже не сохраняет, проявляется оранжевый. У Fimo и Premo! тоже заметна оранжевая прослойка при превышении температуры, но не так сильно.
Еще замечу, что Premo! после запекания становится самым гладким, даже слегка глянцевым (при превышении температуры это усиливается), а остальные сохраняют пористую структуру, особенно это заметно у Sonnet (все образцы прокатывались одинаково через паста-машину  и потом не шлифовались).


Общие выводы:
Premo! держит цвет и границу наиболее стабильно, Cernit хорошо выдерживает превышение температуры. Fimo наиболее непредсказуем, меняет цвет и от времени, и от температуры запекания. Связываю это с тем, что температура запекания для него все-таки 110 градусов, в то время, как у остальных от 110 до 130 градусов. Но так как у меня частенько разные марки глины смешиваются в одной работе, выдержать необходимую температуру для каждого бывает невозможно. Зато Fimo хорошо держит границу. Sonnet тоже темнеет и от времени, и от температуры, хоть и не так выражено, как Fimo. Но границу держит не очень хорошо.
Моим фаворитом на сегодняшний день является Cernit, но после этих опытов еще присмотрюсь к Premo!, у него очень красивый холодный цвет :)

Очень надеюсь, что мои опыты будут полезны и помогут вам более точно определить, какую глину в какой ситуации использовать. Успехов и вдохновения всем! :)