понедельник, 27 апреля 2015 г.

Отчуждение человека. Часть 1. Как город формирует очужденность?


Для начала мне бы хотелось задать вам вопрос. Что для вас значит «современный город»? Высотные дома, машины, большие скорости, торговые центры, металл, стекло, асфальт... Продолжать можно долго. Думаю, каждый из вас может составить свой список. Для меня современный город — это, прежде всего, отчужденность. Отчужденность человека от окружающего мира, отчужденность его от природы и от других людей. Люди становятся равнодушными, они не видят происходящего вокруг, закрываются от мира своими проблемами и мыслями, потому что иначе можно не выдержать.

Почему так происходит? Факторов, приводящих к этому, великое множество. И мне хотелось бы остановиться на не столь уж важной, на первый взгляд, вещи, как современная городская среда. Потому что тема градостроительства мне наиболее близка и интересна. Давайте вместе рассмотрим, как город влияет на человека.



Первый фактор, разобщающий людей — это транспорт. Казалось бы, наоборот, он должен объединять людей, ведь с появлением скоростного транспорта расстояние уже не является преградой для общения. Однако современный город полностью отдан под транспорт. Широкие скоростные дороги, огромные развязки, открытые стоянки перед каждым зданием, отсутствие пешеходных дорожек и переходов создают дискомфортную среду для пешехода, а порой и вообще лишают его возможности передвижения. Людей вынуждают прятаться от агрессивной среды, шума, выхлопных газов и опасности быть задавленным машиной в дома и торговые центры. И человек прячется в «скорлупу»-квартиру и «скорлупу»-машину, не видя того, что находится за их пределами. Получается замкнутый круг: человек прячется от транспорта в своей машине, тем самым увеличивая общее количество машин на дорогах и стоянках, что приводит к ухудшению ситуации и увеличению дискомфорта для пешехода.

Вы можете спросить, а что в этом плохого? Ну и пусть человек сидит в здании, благо сейчас полно мест для работы и развлечений. Современному человеку вообще нет надобности выходить на улицу. Однако не все так просто. Город, в котором нет места пешеходу, в котором нет места прогуливающимся парочкам, мамам с колясками и старичкам, сидящим на лавочках, превращается в бездушное и опасное место. Он теряет социальную жизнь, а без нее быстро умирает. В таком городе царит преступность, люди становятся агрессивными и подозрительными, за каждым углом человека может поджидать опасность. Только социальная жизнь и контакты между людьми на улицах, в парках и аллеях не дают городу умереть. Вспомните, раньше родители не боялись отпускать своих детей гулять одних. Они знали, что даже если что-то случится, то рядом обязательно окажутся люди, которые помогут. Дети спокойно уходили в школу и возвращались домой самостоятельно, их не нужно было провожать и встречать. Помимо всего прочего, это было возможно еще и потому, что районы города застраивались в соответствии с градостроительными нормами. А это значит, что от каждого дома на расстоянии не более 300 м находился детский сад, а на расстоянии 500 м школа. И между ними не могло быть городской трассы. Что творится в районах с новостройками сегодня, думаю, рассказывать не нужно.

Так мы плавно подошли к еще одному фактору, усугубляющему ситуацию и разобщающему людей — современной жилой застройке. Интересная закономерность: чем больше людей живет вместе на одном клочке земли, тем меньше они взаимодействуют друг с другом. В лучшем случае мы знаем соседей по площадке. А кто живет тремя этажами выше или ниже? Высотная жилая застройка отделяет человека от окружающего пространства, от двора и событий, происходящих вокруг. Человек, живущий на первом и втором этажах, легко и естественно контактирует с двором и улицей. Сидя на кухне у окна, он может увидеть, кто зашел в подъезд или сел на лавочку. Он слышит голоса людей и звуки машин. Выше третьего этажа контакт сходит почти на нет, а выше пятого пропадает совсем. И человек, живущий где-нибудь на 15 этаже вообще не знает, что происходит у него во дворе. Для него даже понятие "мой двор" теряет актуальность. Двор становится чужим. А за чужой территорией не нужно ухаживать, не нужно за нее переживать. Кроме того, когда в одном подъезде живет большое количество людей, редко кто из жильцов знает в лицо всех остальных. Чужой человек не вызовет ни у кого подозрения. Когда же все друг друга знают, новое лицо вызовет как минимум настороженность, и потом, если вдруг случиться кража или еще что-то, то жильцы сразу его вспомнят. А бабушки, сидящие на лавочка — это вообще самый лучший сторож! К сожалению, у современных высотных домов бабушки на лавочках — явление редкое.

Городские общественные пространства тоже вносят свою лепту в разобщение людей. Пустые монотонные улицы, продуваемые ветрами; неблагоустроенные унылые площади, летом изнывающие от зноя, а зимой околевшие от мороза; заброшенные парки, в которые после захода солнца страшно зайти — все это явно не способствует тому, чтобы люди собирались вместе на улице, общались и отдыхали. Хотя парки, скверы и площади предназначены в первую очень именно для этого. Зачастую им не хватает ухоженности и уюта, чтобы стать излюбленным местом горожан. Лавочки, укрытые от ветра и палящего солнца кустами и деревьями, клумбы с цветами, небольшие скульптуры, фонтанчики и ларьки с мороженым — все это создает запоминающуюся атмосферу города, привлекает людей и позволяет городу быть живым.

Последний определяющий фактор, и единственный, которые человек пока изменить не в состоянии — это климат. К сожалению, он накладывает огромный отпечаток на образ жизни людей. Ведь даже в самом уютном сквере при минус 25º долго на лавочке не просидишь. Холод заставляет людей бежать с улиц домой, порой не замечая происходящего вокруг (знаю по себе). Влияние климата тоже можно немного смягчить, но об этом мы поговорим уже в следующем посте.